Страница воспитателя Зубковой В.П.

Зубкова Вера Павловна

воспитатель

Доклад на тему: «Воспитание у детей представлений о том, что люди на земле должны жить в мире и дружбе»

 

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т.п. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него задач.

А как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире? И мы уже все заметили, что стало куда труднее формировать мнение ребенка, влиять на его мировоззрение. На лицо парадокс: мы должны детей учить в мире и дружбе, которого не знаем сами, - в мире будущего.

Так уже теперь устроено, что нашу жизнь регулирует материальная сторона, но не надо забывать, что есть вещи, о которых надо постоянно думать. Мы стареем, но ведь только добрые дети могут обеспечить в дальнейшем нашу старость. Недаром: есть и гласит пословица: «Какое воспитание, такая и старость».

Сегодня не просто воспитывать детей с прекрасными качествами. Почему? На мой взгляд, развитие каждого качества нуждается в своих условиях, но в целом формирование благородного человека происходит в атмосфере добра и доверия.

Дети рано начинают чувствовать доброту, справедливость взрослых, сверстников и чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности, пренебрежения. Очень важно, чтобы гуманные чувства они распространяли не только на себе, а умели сострадать людям, быть милосердными.

«Что такое милосердие? Это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбие», /словарь Ожегова/

          Нужно воспитывать у детей эту готовность, желание заботиться о других. Для этого проводить беседы с детьми о добрых поступках людей, часто ставить каждого ребенка на место другого: «А ты бы как поступил? А ты что бы ответил?»; когда разбираем конфликтную ситуацию: «Тебе было бы приятно, если бы,.,».

 

Стремиться обогатить речь детей такими словами, как «добрый», «чуткий», «отзывчивый».

Полина  разбила чашку. Остальные дети побежали жаловаться. Никто не помог расстроившейся девочке, никто ее не успокоил, хотя все ребята знают, что наказание плохо, неприятно. Нужно объяснять детям: «Ведь Полина это нечаянно. Ей и так стыдно, а вы ещё злорадствуете, лучше бы помогли товарищу».

Можно вывесить в группе «Мешочек добрых дел». Обыкновенный, но симпатичный, яркий с аппликацией. И поставить рядом коробочку с наличием: мелких предметов: ракушек, камушек... За каждое сделанное доброе дело в мешочек надо поместить мелкий предмет. Итоги подводить каждый день. В данном случае - мешочек не используется как средство поведения детей на показ. Добрых дел ребенок может совершить целое множество: поделиться конфетой, помочь своему другу, пожалеть когда плохо, защитить, оказать помощь и т.д. главное, надо заметить, оценить, поддержать, похвалить, пожать ему руку.

 

В повседневной жизни можно с детьми проводить упражнения, которые учат детей замечать положительные качества других и выражать словами свое отношение к ним, желать им добра, делать комплименты. Например, игра «Комплименты». Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Например: «У тебя такие красивые туфли», или «С тобой так хорошо играть». Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем, он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Разнообразны пути воспитания у ребят добрых чувств. Чем больше творчества вкладываешь в этот поиск, тем ощутимей результаты. Всем нам не хватает мечты, устремления в будущее.

О чем сегодня мечтает ребенок? Прежде чем ответить на этот вопрос, хочется проанализировать мечты современных детей. Они мечтают о подарках ко дню рождения. Другие хотят велосипеды. Но есть и такие, которые мечтают о друге. К сожалению таких мечтателей немного. Но благодаря мечте дети способны преодолеть лень, выработать волю и целеустремленность.

Можно организовать игру - это город Добра. И помечтать о Городе, где нет зла, где все дружат, где сбываются мечты. Дети сами придумывают, кто в этом Городе будет жить и что делать. Придумывают, кто кем хочет в этом Городе быть, чем заниматься. Многие поселяют в нем все, что они любят, и всех, кого любят. Мечтают о том, что Город будет красивым. Но красоту надо беречь и защищать. И начать обсуждать, что именно нужно защитить. Землю, цветы, деревья, добрых людей с добрым сердцем, мир, книги...

На вопрос, что нужно сделать, чтобы все это защитить, дети отвечают так: деревья растить, цветы поливать, хранить, помнить, не воевать, не ссориться, делать всем добро, книги хорошие читать и не рвать, говорить только доброе, делать добрые дела, ничего не разрушать и со всеми дружить.

       Большое влияние на развитие добрых чувств у детей оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребята сопереживают успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желают им победы. "Так формируется у них представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.

Часто герои рассказов, сказок переживают от того, что другим вред, и мучаются, пока не искупят свою вину.

Взять сказку «Кукушка» - о том, как мать превратилась в кукушку и улетела от своих черствых, недобрых сыновей. Все дети поняли вину сыновей и осудили их. И поэтому вопрос: «Вам жалко сыновей?» - удивит детей. Но  хочется, чтобы ребята, осознавая их вину, все же испытывали к ним чувство жалости и сострадания. И в конце беседы подвести детей к выводу: «Действительно, дети сами виноваты в том, что произошло, но ведь их жаль: они остались без матери».

Нужно воспитывать в детях заботу о тех, кто нуждается в помощи, защите. Отношение к близким можно раскрыть с помощью таких произведений, как «Посидим в тишине» Е, Благиной, «Самое страшное» Е. Пермяка, «Вовка - добрая душа» А.Барто.

Очень интересно можно провести беседу о книге В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Дети рассматривают картину, на которой изображена такая ситуация: мальчик отобрал у маленькой девочки мишку. Девочка стоит и плачет. На вопрос: «Как бы вы поступили бы, если были там?» - ответы будут самыми разными.

Такие беседы позволяют детей упражнять в нравственных поступках, учат их словесному выражению сочувствия, сопереживания, а самое главное показывают детям, что ласковое, доброе слово действует быстрее и эффективнее, чем физическая сила.

Для развития добрых чувств у детей можно почитать сказку В..Катаева

 

«Цветик - семицветик». Эта сказка учит детей состраданию, заботе о людях. Ведь девочка из сказки самое большое удовлетворение получила только тогда, когда исцелила безнадежно больного мальчика. Значит, делая добро другому, и сам становишься счастливее.

Формировать у детей добрые чувства невозможно только с помощью замечаний, наставлений и порицаний. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радость другого. В чем должна проявляться эта способность?

  • В умении относиться к другому как самому себе, понимать, что ему может быть больно и неприятно, когда его обижают.
  • В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват.
  • В умении считаться с желаниями и интересами товарищей.
  • В чуткости к настроению другого.

Я в своей работе стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники выросли честными, добрыми, счастливыми. Не дать поселиться равнодушию в детском сердце - эта задача стоит передо мной. Надо учить растущего человека понимать беду своего товарища. И как бы хотелось, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.

Письмо администрации сада

Подать заявление в детский сад и
узнать номер своей очереди
по Липецкой области
Яндекс.Метрика